Содержание
Оформление квартиры в собственность – шаг серьезный, требующий вдумчивости и определенной последовательности действий. Как оформить квартиру правильно, знают специалисты, имеющие юридическое образование: можно прибегнуть к их помощи или консультации, или изучить вопрос самому. Переход права недвижимости из одних рук в другие любым способом: продажа, покупка, дарение, обмен, наследование – регистрируется в Едином Реестре по установленным правилам РФ. Впервые столкнувшиеся с процедурой оформления пугаются сложности юридических словоформ и оборотов и не знают, с каких манипуляций правильно начинать процесс. Ниже приведена подробная инструкция: как оформить квартиру в собственность.
Есть два понятия: право владения и право собственности. Последнее регистрируется в Едином Реестре государства, и если этого не произошло, то договор о купле имущества не действителен. В этот момент покупатель имеет лишь право владения на квартиру, он может защищать имущество, но не может полноправно им распоряжаться в рамках закона. То есть без права собственности квартира не может быть обменена, продана, сдана в аренду и прочее.
Алгоритм действий по оформлению
Последовательность действий довольно проста, если действовать по схеме и оформлять документы внимательно, без ошибок и по данным на многих государственных сайтах образцам. Итак, как оформить квартиру юридически правильно и грамотно:
- На сайте УФРС (Управление Федеральной Регистрационной Службы) расположена наиболее полная информация обо всех районных органах, регистрирующих помещения, объекты недвижимости. Также здесь в отдельном разделе есть перечень всех необходимых документов при любом равноправном действии: в какой форме их подавать, сколько экземпляров и расположены примеры заполнения бумаг.
- Оплачивается сумма по госпошлине.
Это можно сделать через мобильный банк, отделения банков или непосредственно через автоматы в офисах регистрирующих органов. Предпочтительней последний вариант, т.к. сумма договора зависит вплоть от даты продажи, и зачастую ее называет уже сам специалист. Госпошлина варьируется в диапазоне плюс-минус 1000 рублей.
- Приход, приезд в требуемый офис. Следует заранее узнать, как осуществляется прием: живая очередь, по номеркам, предварительная запись или есть возможность подачи бумаг в электронном виде.
- После приема всей вашей документации, инспектор выдает расписку и талон с информацией, когда явиться за готовым набором. Обычно срок рассмотрения документов зависит от загруженности органа, сложностей с пакетом бумаг или другими особенностями заявителя, но не более 30 дней.
При остановке процесса оформления приходит уведомление, в котором указывается, каких документов не хватает в сданной папке. После сбора бумаг их доносят инспектору и тот возобновляет процесс оформления квартиры в собственность.
- Перед датой прихода в регистрирующий орган доставляется удостоверение о готовности свидетельства о праве собственности. Случается, что приходит отказ. Тогда дело передается в суд и обжалование рассматривается уже через другие структуры, с подключением работы юристов или адвокатов.
Набор документов для регистрации
Оформить право на квартиру возможно при подаче полной папки требуемых документов:
- Договор, регламентирующий условия покупки квартиры или акт покупки-продажи;
- Паспорт владельца и ксерокопия 2 разворотов: главной с фотографией и прописка. Последние заверяет нотариус с подписью и печатями;
- По определенной форме, которую можно узнать в регистрирующем органе или на сайте организации, заполняется заявление о государственной регистрации;
- Акт о передаче и приеме объекта недвижимости. Документ заполняется в произвольной форме в Бюро Технической Инвентаризации.;
- План квартиры с условными обозначениями и разъяснениями. Его владелец получает по договору покупки-продажи, своему паспорту в БТИ;
- Квитанция о госпошлине. Как отмечалось выше, ее оплачивают прямо в терминале министерства;
- Доверенность, если ведение дел производит не сам владелец. Бумагу заверяет в присутствии обоих человек нотариус и ставит печати. В доверенности обязательно указывается срок ее действия и какие права есть у человека по действиям с бумагами.
Все документы оформляются в двойном экземпляре: один для законного владельца, второй в регистрирующий орган.
Особенное условие: в заполняемых заявлениях, формах не должно быть сокращений, все написано печатными буквами, разборчиво и четко. Правоустанавливающий орган не примет документ, в котором содержаться приписки, кляксы, исправления или запись, сделанная карандашом. Поэтому заполнение, подписи выполняют только синей шариковой ручкой, без помарок.
Бумаги прошиваются в единую книгу белой лентой, а страницы пронумеровываются. На обратной стороне наклеивается небольшой кусок белой бумаги и сверху ставится печать организации, передающей вам документы.
Один из вариантов экономии времени – отправить талмуд по почте. В бандероль вкладывается опись бумаг и выписывается направление о получении, в этом случае подпись подтверждается нотариально. Когда регистрирующий орган получит документы, вам на почту придет уведомление об этом. С этого момента начинается рассмотрение случая.
Купля-продажа квартиры: временные рамки
Изучение специалистом предоставленных бумаг составляет минимум 30 дней. Если все документы заполнены правильно, к договору купли-продажи претензий не возникло – право собственности регистрируется в Едином реестре, и процедура считается законченной.
Причины увеличения сроков
- Диспут между инвестором и заказчиком по долевому строительству;
- Недоговоренность между районной администрацией и инвестором.

Оформление собственности в новом, строящемся доме
УФРС при регистрации в новостройке потребует следующие документы:
- Акт о приемке квартиры и акт о передачи объекта в собственность.
- Ксерокопия информации о приемке государственной комиссии дома и ввода в эксплуатацию. Подобную бумагу получают в отделении продающей организации.
- Инвестиционный договор и документ, подтверждающий реализацию проекта.
Ипотечная собственность
Оформление недвижимости, купленной в ипотеку, кредит, имеет свои нюансы. Так как квартира – это залог возврата выданных на покупку денежных средств в случае недееспособности заказчика выплачивать ежемесячные обязательства.
Поэтому весь сбор документов аналогичен предшествующим пунктам, но с оговоркой. До полной выплаты кредита возможности распоряжением собственностью ограничены условиями договора, подписанного с банком при подписании ипотечного договора.
Этот нюанс касается и сдачи жилья в аренду. Поэтому при оформлении ипотечных бумаг – внимательно ознакомьтесь со всеми пунктами кредитного договора во избежание неприятных сюрпризов.
Алгоритм оформления квартиры по наследству
После смерти человека, оставившего в наследство квартиру, спустя полгода необходимо явится к нотариусу и оформить официально имущество на себя.
Наследников может быть несколько, в связи с этим существует два варианта возможного развития событий:
- Все другие наследники пишут отказ в пользу одного основного и в дальнейшем не претендуют на собственность;
- Объект недвижимости делится в равных долях между всеми участниками, если не было письменного завещания умершего в пользу кого то из наследников.
После этой процедуры регистрация собственности происходит в стандартном порядке, оговоренном выше по тексту.
Документы при оформлении наследства
- Документ, свидетельствующий, что наследодатель имел право на квартиру;
- Свидетельство о наследстве;
- План помещения с экспликацией, при необходимости с поэтажными пояснениями;
- Оценочная стоимость квартиры;
- Выписка из реестра прав (документ выдает БТИ).
Если документы о собственности умершего не найдены, то делается запрос, согласно законам РФ, в Государственный Реестр о записи. Пока ответ не придет, процедура оформления не может быть продолжена.
- Затем весь пакет документов проверяет нотариус и через какое-то время, в зависимости от загруженности, выдает подписанные акты с печатями на руки владельцу. Обычно процесс занимает от 2 недель до 1 месяца.
- Свидетельство о праве собственности с проверенными адресом, реквизитами, ФИО и нотариальными штампами совместно с паспортом и его ксерокопией относится в орган регистрации.
- В ответ на руки выдается
свидетельство о регистрации, по которому уже есть полноправная возможность проводить любые операции с недвижимостью: покупать, продавать, сдавать в аренду и прочее.
Как оформить долю в квартире
Проще всего оформить права на объект недвижимости, когда собственник – один человек. Если же собственников несколько, то каждый имеет свою долю в недвижимости, оговоренную в документах при регистрации.
Алгоритм получения прав на частичное владение квартирой
- Акт о покупке-продаже квартиры, наследование, решение по суду, завещание и прочие варианты.
- Определение долей по закону РФ и подписание взаимного согласия. В документе указывается какая доля принадлежит каждому из участников; если такого пункта нет, то автоматически площадь делится на равные части. В документе прописывается ответственный квартиросъемщик, именно его слово является окончательным при совершении всех манипуляций с квартирой.
- Оформление в Государственном Едином Реестре доли в собственность. Процедура и набор бумаг стандартный, за одним исключением. Необходимо будет предоставить также согласие ответственного квартиранта на проводимые операции.
- Только после получения документа о праве на долевую собственность можно полноправно и законно распоряжаться своей частью квартиры: продавать, наследовать, менять, сдавать в аренду.
Предоставляемые документы
- Бумага на квартиру, в которой указаны права собственника;
- Соглашение о распределении частей, подписанное всеми сторонами, ксерокопия документа, заверенная нотариально;
- План БТИ;
- Паспорт с действующими датами;
- Квитанция об оплате государственной пошлины;
- Собственноручно заполненное заявление.
Стоимость услуг по регистрации квартиры
Следует понимать, что при проведении всей процедуры самостоятельно цена будет ниже, чем если вы прибегнете к помощи сторонней организации по оказании юридических услуг. Вместе с тем, процесс займет значительно больше времени, сил и причин больше нервозности.
Стандартные выплаты, которые нужно платить
- Государственная пошлина за регистрацию в УФРС – 1000 руб.;
- Услуги БТИ, цена варьируется от местонахождения объекта, жилой площади, колеблется в районе 200-300 руб.;
- Услуги нотариуса по прейскуранту.
При обращении в юридическую организацию к статье расхода следует приплюсовать и стоимость услуг фирмы. Каждая компания имеет свой лист с ценами, поэтому прежде чем заключать договор по оказанию услуг, ознакомьтесь с ним. Работа специалистов будет стоить дороже, если есть необходимость приводить в порядок документы: они испорчены, повреждены, неправильно оформлены или утеряны.
В заключении небольшое резюмирование вышеизложенных правил оформления квартиры в собственность.
- Квартира является объектом недвижимости, поэтому право собственности должно быть зарегистрировано в едином реестре.;
- В каждом конкретном случае: дарение, покупка-продажа, новостройка, ипотека есть свои нюансы по пакету предоставляемых документов на регистрацию;
- Процесс оформления занимает длительное время от 1 до 3 месяцев, в течение которого идет проверка документов;
- Стоимость услуг индивидуальна и зависит от многих факторов; при самостоятельном проведении процесса она сводится только к оплате госпошлины и услуг нотариуса.