Как правильно оформить квартиру в собственность

Оформление квартиры в собственность – шаг серьезный, требующий вдумчивости и определенной последовательности действий. Как оформить квартиру правильно, знают специалисты, имеющие юридическое образование: можно прибегнуть к их помощи или консультации, или изучить вопрос самому. Переход права недвижимости из одних рук в другие любым способом: продажа, покупка, дарение, обмен, наследование – регистрируется в Едином Реестре по установленным правилам РФ. Впервые столкнувшиеся с процедурой оформления пугаются сложности юридических словоформ и оборотов и не знают, с каких манипуляций правильно начинать процесс. Ниже приведена подробная инструкция: как оформить квартиру в собственность.

Оформление квартиры в собственность

Есть два понятия: право владения и право собственности. Последнее регистрируется в Едином Реестре государства, и если этого не произошло, то договор о купле имущества не действителен. В этот момент покупатель имеет лишь право владения на квартиру, он может защищать имущество, но не может полноправно им распоряжаться в рамках закона. То есть без права собственности квартира не может быть обменена, продана, сдана в аренду и прочее.

Алгоритм действий по оформлению

Последовательность действий довольно проста, если действовать по схеме и оформлять документы внимательно, без ошибок и по данным на многих государственных сайтах образцам. Итак, как оформить квартиру юридически правильно и грамотно:

  • На сайте УФРС (Управление Федеральной Регистрационной Службы) расположена наиболее полная информация обо всех районных органах, регистрирующих помещения, объекты недвижимости. Также здесь в отдельном разделе есть перечень всех необходимых документов при любом равноправном действии: в какой форме их подавать, сколько экземпляров и расположены примеры заполнения бумаг.
  • Оплачивается сумма по госпошлине.На сайте УФРС Это можно сделать через мобильный банк, отделения банков или непосредственно через автоматы в офисах регистрирующих органов. Предпочтительней последний вариант, т.к. сумма договора зависит вплоть от даты продажи, и зачастую ее называет уже сам специалист. Госпошлина варьируется в диапазоне плюс-минус 1000 рублей.
  • Приход, приезд в требуемый офис. Следует заранее узнать, как осуществляется прием: живая очередь, по номеркам, предварительная запись или есть возможность подачи бумаг в электронном виде.
  • После приема всей вашей документации, инспектор выдает расписку и талон с информацией, когда явиться за готовым набором. Обычно срок рассмотрения документов зависит от загруженности органа, сложностей с пакетом бумаг или другими особенностями заявителя, но не более 30 дней.

При остановке процесса оформления приходит уведомление, в котором указывается, каких документов не хватает в сданной папке. После сбора бумаг их доносят инспектору и тот возобновляет процесс оформления квартиры в собственность.

  • Перед датой прихода в регистрирующий орган доставляется удостоверение о готовности свидетельства о праве собственности. Случается, что приходит отказ. Тогда дело передается в суд и обжалование рассматривается уже через другие структуры, с подключением работы юристов или адвокатов.

Набор документов для регистрации

Набор документов для регистрации

Оформить право на квартиру возможно при подаче полной папки требуемых документов:

  1. Договор, регламентирующий условия покупки квартиры или акт покупки-продажи;
  2. Паспорт владельца и ксерокопия 2 разворотов: главной с фотографией и прописка. Последние заверяет нотариус с подписью и печатями;
  3. По определенной форме, которую можно узнать в регистрирующем органе или на сайте организации, заполняется заявление о государственной регистрации;
  4. Акт о передаче и приеме объекта недвижимости. Документ заполняется в произвольной форме в Бюро Технической Инвентаризации.;
  5. План квартиры с условными обозначениями и разъяснениями. Его владелец получает по договору покупки-продажи, своему паспорту в БТИ;
  6. Квитанция о госпошлине. Как отмечалось выше, ее оплачивают прямо в терминале министерства;
  7. Доверенность, если ведение дел производит не сам владелец. Бумагу заверяет в присутствии обоих человек нотариус и ставит печати. В доверенности обязательно указывается срок ее действия и какие права есть у человека по действиям с бумагами.

Все документы оформляются в двойном экземпляре: один для законного владельца, второй в регистрирующий орган.

Особенное условие: в заполняемыхВсе документы оформляются в двойном экземпляре заявлениях, формах не должно быть сокращений, все написано печатными буквами, разборчиво и четко. Правоустанавливающий орган не примет документ, в котором содержаться приписки, кляксы, исправления или запись, сделанная карандашом. Поэтому заполнение, подписи выполняют только синей шариковой ручкой, без помарок.

Бумаги прошиваются в единую книгу белой лентой, а страницы пронумеровываются. На обратной стороне наклеивается небольшой кусок белой бумаги и сверху ставится печать организации, передающей вам документы.

Один из вариантов экономии времени – отправить талмуд по почте. В бандероль вкладывается опись бумаг и выписывается направление о получении, в этом случае подпись подтверждается нотариально. Когда регистрирующий орган получит документы, вам на почту придет уведомление об этом. С этого момента начинается рассмотрение случая.

Купля-продажа квартиры: временные рамки

Изучение специалистом предоставленных бумаг составляет минимум 30 дней. Если все документы заполнены правильно, к договору купли-продажи претензий не возникло – право собственности регистрируется в Едином реестре, и процедура считается законченной.

Причины увеличения сроков

  • Диспут между инвестором и заказчиком по долевому строительству;
  • Недоговоренность между районной администрацией и инвестором.
Купля продажа квартиры временные рамки
При спорных ситуациях, чтобы избежать категорического отказа в оформлении, следует обращаться сразу же в судебные органы, не дожидаясь завершения временных рамок по продаже.

Оформление собственности в новом, строящемся доме

УФРС при регистрации в новостройке потребует следующие документы:

  1. Акт о приемке квартиры и акт о передачи объекта в собственность.
  2. Ксерокопия информации о приемке государственной комиссии дома и ввода в эксплуатацию. Подобную бумагу получают в отделении продающей организации.
  3. Инвестиционный договор и документ, подтверждающий реализацию проекта.

Ипотечная собственность

Оформление недвижимости, купленной в ипотеку, кредит, имеет свои нюансы. Так как квартира – это залог возврата выданных на покупку денежных средств в случае недееспособности заказчика выплачивать ежемесячные обязательства.

Поэтому весь сбор документовИпотечная собственность аналогичен предшествующим пунктам, но с оговоркой. До полной выплаты кредита возможности распоряжением собственностью ограничены условиями договора, подписанного с банком при подписании ипотечного договора.

Этот нюанс касается и сдачи жилья в аренду. Поэтому при оформлении ипотечных бумаг – внимательно ознакомьтесь со всеми пунктами кредитного договора во избежание неприятных сюрпризов.

Алгоритм оформления квартиры по наследству

После смерти человека, оставившего в наследство квартиру, спустя полгода необходимо явится к нотариусу и оформить официально имущество на себя.

Наследников может быть несколько, в связи с этим существует два варианта возможного развития событий:

  • Все другие наследники пишут отказ в пользу одного основного и в дальнейшем не претендуют на собственность;
  • Объект недвижимости делится в равных долях между всеми участниками, если не было письменного завещания умершего в пользу кого то из наследников.

После этой процедуры регистрация собственности происходит в стандартном порядке, оговоренном выше по тексту.

Алгоритм оформления квартиры по наследству

Документы при оформлении наследства

  1. Документ, свидетельствующий, что наследодатель имел право на квартиру;
  2. Свидетельство о наследстве;
  3. План помещения с экспликацией, при необходимости с поэтажными пояснениями;
  4. Оценочная стоимость квартиры;
  5. Выписка из реестра прав (документ выдает БТИ).

Если документы о собственности умершего не найдены, то делается запрос, согласно законам РФ, в Государственный Реестр о записи. Пока ответ не придет, процедура оформления не может быть продолжена.

  • Затем весь пакет документов проверяет нотариус и через какое-то время, в зависимости от загруженности, выдает подписанные акты с печатями на руки владельцу. Обычно процесс занимает от 2 недель до 1 месяца.
  • Свидетельство о праве собственности с проверенными адресом, реквизитами, ФИО и нотариальными штампами совместно с паспортом и его ксерокопией относится в орган регистрации.
  • В ответ на руки выдаетсяНа руки выдается документ свидетельство о регистрации, по которому уже есть полноправная возможность проводить любые операции с недвижимостью: покупать, продавать, сдавать в аренду и прочее.

Как оформить долю в квартире

Проще всего оформить права на объект недвижимости, когда собственник – один человек. Если же собственников несколько, то каждый имеет свою долю в недвижимости, оговоренную в документах при регистрации.

Алгоритм получения прав на частичное владение квартирой

  1. Акт о покупке-продаже квартиры, наследование, решение по суду, завещание и прочие варианты.
  2. Определение долей по закону РФ и подписание взаимного согласия. В документе указывается какая доля принадлежит каждому из участников; если такого пункта нет, то автоматически площадь делится на равные части. В документе прописывается ответственный квартиросъемщик, именно его слово является окончательным при совершении всех манипуляций с квартирой.
  3. Оформление в Государственном Едином Реестре доли в собственность. Процедура и набор бумаг стандартный, за одним исключением. Необходимо будет предоставить также согласие ответственного квартиранта на проводимые операции.
  4. Только после получения документа о праве на долевую собственность можно полноправно и законно распоряжаться своей частью квартиры: продавать, наследовать, менять, сдавать в аренду.

Получения прав на частичное владение квартирой

Предоставляемые документы

  • Бумага на квартиру, в которой указаны права собственника;
  • Соглашение о распределении частей, подписанное всеми сторонами, ксерокопия документа, заверенная нотариально;
  • План БТИ;
  • Паспорт с действующими датами;
  • Квитанция об оплате государственной пошлины;
  • Собственноручно заполненное заявление.

Стоимость услуг по регистрации квартиры

Следует понимать, что при проведении всей процедуры самостоятельно цена будет ниже, чем если вы прибегнете к помощи сторонней организации по оказании юридических услуг. Вместе с тем, процесс займет значительно больше времени, сил и причин больше нервозности.

Стандартные выплаты, которые нужно платить

  1. Государственная пошлина за регистрацию в УФРС – 1000 руб.;
  2. Услуги БТИ, цена варьируется от местонахождения объекта, жилой площади, колеблется в районе 200-300 руб.;
  3. Услуги нотариуса по прейскуранту.

При обращении в юридическуюСтоимость услуг по регистрации квартиры организацию к статье расхода следует приплюсовать и стоимость услуг фирмы. Каждая компания имеет свой лист с ценами, поэтому прежде чем заключать договор по оказанию услуг, ознакомьтесь с ним. Работа специалистов будет стоить дороже, если есть необходимость приводить в порядок документы: они испорчены, повреждены, неправильно оформлены или утеряны.

В заключении небольшое резюмирование вышеизложенных правил оформления квартиры в собственность.

  1. Квартира является объектом недвижимости, поэтому право собственности должно быть зарегистрировано в едином реестре.;
  2. В каждом конкретном случае: дарение, покупка-продажа, новостройка, ипотека есть свои нюансы по пакету предоставляемых документов на регистрацию;
  3. Процесс оформления занимает длительное время от 1 до 3 месяцев, в течение которого идет проверка документов;
  4. Стоимость услуг индивидуальна и зависит от многих факторов; при самостоятельном проведении процесса она сводится только к оплате госпошлины и услуг нотариуса.
Ссылка на основную публикацию